ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН












15.12.2023 | Лавёровский центр – участник Форума наставников-2023


2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Мероприятия Года направлены на повышение престижа профессии учителя, возрождения и укрепления традиций наставничества.


Наставничество – неформальный процесс передачи производственного, делового, и социального опыта, который складывается в любой развивающейся организации и компании.


Эффективная отечественная система наставничества сложилась во времена Советского Союза и затрагивала самые разные сферы деятельности, в том числе систему образования и науки. Однако в новое время в России в силу разных причин неформальный институт наставничества стал терять значимость. Это сказалось на кадровой подготовке. Сейчас государство осознаёт необходимость возвращения утерянных традиций.


В Архангельске на площадке центра коллективной работы «Точка кипения САФУ» прошёл окружной этап Форума наставников-2023. В его рамках состоялся круглый стол «Наставничество: опыт регионов», в котором принял участие заместитель директора Лавёровского центра Андрей Подоплёкин.


Фото: dvinanews.ru.



Мероприятие, собравшее не только педагогов Поморья, но и представителей органов государственной власти, учреждений здравоохранения, образования и науки, сотрудников промышленных предприятий, было организовано с целью обмена опытом в деле наставничества.


Министр образования Архангельской области Олег Русинов подчеркнул значимость преемственности в сфере образования.


– Процесс образования постоянно трансформируется, но он непрерывный. В этом плане нужно опираться на богатый опыт предшественников, например, ректора Поморского государственного университета Владимира Булатова, чьё имя носит самая большая в Поморье школа на 1600 мест, построенная в Архангельске по президентскому нацпроекту «Образование». Булатов – учёный, исследователь, человек с горячим сердцем, благодаря ему из стен университета вышло большое число педагогов, сложились целые педагогические династии, которые и сегодня живут, действуют, учат, воспитывают, – отметил Олег Русинов.


Стоит отметить отрадный факт: в учреждениях, вошедших в состав Лавёровского центра, даже в кризисные для российской системы науки и образования времена традиции преемственности не были потеряны. Более того, благодаря таким учёным, как акад. Н.П. Лавёров, чл.-корр. Ф.Н. Юдахин, Ю.Г. Шварцман, Л.Р. Лукин, А.Н. Давыдов, Г.П. Киселёв и другим выдающимся исследователям, в Архангельске в этот непростой период создавались и развивались новые научные школы, а молодым научным сотрудникам передавались бесценные знания и опыт.


В Лавёровском центре ведётся подготовка научных кадров, которую ведёт сектор аспирантуры и образовательных программ. Работает и неформальный институт – Совет молодых учёных и сотрудников. По мнению заместителя директора ФИЦКИА УрО РАН Андрея Подоплёкина, роль молодёжного совета будет возрастать.


– Большие надежды возлагаются на учёных новых поколений. Общество рассчитывает, что молодые учёные будут не только заниматься научной деятельностью, но и обеспечивать применение её результатов в экономике и социальной сфере, повышая вклад в развитие региона и страны. Кроме того, перспективным является проект «Базовые школы РАН». Наши учёные занимаются не только информированием старшеклассников, но и популяризируют профессию учёного, повышая её престиж в глазах подрастающего поколения, – резюмировал Андрей Подоплёкин.