Конференция, проходившая 18-20 апреля в дистанционном онлайн-формате, была организована на базе Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова (г. Новосибирск) в партнерстве с Национальным университетом архитектуры и строительства Армении, Институтом археологии и этнографии СО РАН, а также Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Новосибирской области.
Чтения 2022 года, объявленного Президентом РФ Годом культурного наследия народов России, были посвящены изучению, восстановлению и новому использованию памятников архитектуры, архитектурных традиций, теорий и практик как ключевой составляющей регионального и глобального культурного наследия. Баландинские чтения учреждены в 2006 году в память о научном наследии Сергея Николаевича Баландина (1930–2004) ? доктора архитектуры, заслуженного архитектора России, почетного академика Российской академии архитектуры и строительных наук, основателя Музея истории архитектуры Сибири в Новосибирске.
В конференции приняли участие более 70 специалистов из Москвы, Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга, Архангельска, Барнаула, а также Еревана (Армения). Баландинские чтения объединили широкий круг исследователей. С докладами выступили архитекторы, историки, искусствоведы, этнографы, археологи, культурологи, специалисты в области охраны памятников, архитектурной реставрации, музейного, архивного и библиотечного дела, общественные активисты в сфере наследия, краеведы; а также аспиранты и магистранты вузов.
На открытии Чтений, в рамках пленарного заседания выступили с докладами сотрудники НЦ традиционной культуры и музейных практик ФИЦКИА УрО РАН.
Завед. НЦ ТКМП, д. культ., акад. Академии Архитектурного Наследия Анна Борисовна Пермиловская представила результаты многолетних исследований по храмовой архитектуре в докладе «Мировое дерево и крест в северном зодчестве и православии». Культовая архитектура как вид искусства имеет своеобразный профессиональный язык: она «говорит» на языке архитектурных форм. В докладе рассматривается символика мирового дерева и креста в традиционной культуре и христианстве.
Широкое распространение в русский традиционной культуре получили обетные кресты, своей формой и искусной резьбой символизирующие одновременно древо жизни и крест. Это убедительно подтверждается и сохранившимися артефактами деревянного зодчества: Людогощинским крестом церкви Флора и Лавра в Великом Новгороде (1359) и введенным автором в научный оборот крестом из д. Кушкопала, Пинежского р., Архангельской обл. (сер. – втор. пол. XIX в.). Оба креста как по своей форме, так и искусством резьбы символизируют одновременно древо жизни и христианский крест. «Крестовое» дерево-знак («карсикко») в традиционной культуре карел и русских поморов представляет собой образ мирового дерева и креста с функциями оберега, сакральной границы и медиатора между мирами.
М.н.с. НЦ ТКМП Алексей Усов выступил с докладом «Традиционное жилище в поселениях Онежского Поморья (по материалам экспедиций 2018–2021 гг.)». Автор представил результаты полевых исследований по изучению народного жилища поморов на примере пяти поселений Онежского Поморья: с. Ворзогоры, с. Малошуйка, с. Пурнема, д. Лямца, д. Нижмозеро. В работе были показаны особенности архитектурно-планировочной структуры и декоративного убранства дома в контексте традиционной поморской культуры; жилище было рассмотрено как стабилизирующий фактор адаптации, демонстрирующий особый образ жизни русского человека в суровой лесной зоне, специфику его приспособления к местному климату. Были представлены выполненные совместно с арх. Н.А. Подобиной схематические обмеры поморских изб кон. XIX – нач. XX в. Нужно отметить, что открыл пленарное заседание доклад А.А. Усова.
На четырех рабочих секциях были освящены вопросы изучения путей интеграции исторических объектов в пространство населенных пунктов ХХI века, истории зодчества Сибири и сопредельных территорий с древнейших времен до нового времени, архитектурно-градостроительной практики советского времени, современных проблем и методов исследования объектов культурного наследия.
Текст А. Пермиловской, А. Усова. Фото А. Пермиловской (и из личного архива автора), А. Усова, Ю. Колосовой.