ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН












20.04.2022 | Лаборатория биоритмологии исследует психонейрофизиологический статус архангельских школьников


С 4 по 18 апреля прошли выездные научно-практические мероприятия на базе МБОУ СОШ № 45 г. Архангельска. Образовательное учреждение является базовой школой Российской академии наук, где сотрудники ФИЦКИА УрО РАН проводят занятия с учащимися. Сотрудники лаборатории биоритмологии Института физиологии природных адаптаций под руководством заведующей лабораторией д.б.н., доц. Лилии Поскотиновой выполнили исследования по изучению психонейрофизиологического статуса школьников 9 – 11 классов. Исследования проводили д.м.н. Денис Дёмин, к.б.н. Елена Кривоногова, к.б.н. Ольга Кривоногова.


Исследования проводились по теме ФНИР «Индивидуальные стратегии адаптивных реакций центральной нервной и сердечно-сосудистой систем жителей Арктической зоны РФ и пути индивидуально ориентированной коррекции дезадаптационных расстройств», а также по проекту РФФИ «Психонейрофизиологические аспекты успешности когнитивной деятельности при освоении интернет-пространства и формировании интернет-аддиктивных расстройств у молодежи» (2020-2022 гг.).


В исследовании приняли участие школьники 9-11 классов и взрослые добровольцы. Целью исследования являлось определение особенностей функционирования центральной нервной и сердечно-сосудистой систем жителей Арктической зоны РФ в зависимости от исходных нейрофизиологических характеристик и природных условий среды обитания.


Предварительные данные показали, что молодые люди, проживающие в Архангельске, менее склонны к проявлению риска интернет-зависимости, чем это было выражено в другом регионе Арктической зоны РФ – Ямало-Ненецком автономном округе. Обоснованием таких различий может быть то, что в Архангельской области выборка была представлена лицами с устойчивыми родовыми связями на Севере, когда люди живут в данной местности поколениями. В регионе активного освоения природных ресурсов (ЯНАО) более выражены миграционные процессы, а состав участников был представлен в большей степени потомками переселенцев из более южных регионов России и ближнего зарубежья.


Ожидаются также и различия в когнитивных стилях, скорости и точности обработки информации по данным оценки мозговой активности у молодых людей, проживающих в различных климато-географических регионах. Также планируется прояснить вопрос об особенностях риска развития когнитивных нарушений у жителей Арктической зоны РФ, у которых есть нарушение сосудистого тонуса (артериальная гипертензия).


Кроме того, сотрудники лаборатории провели консультации с педагогами и школьниками по вопросам научной методологии, используемых методик по изучению центральной нервной и сердечно-сосудистой систем человека, что может быть полезным для будущих научных работ школьников.



На фото: школьники 10-11 классов, принявших участие в исследовании. В первом ряду по центру, слева направо: завуч МБОУ СОШ №45 Палеха Любовь Сергеевна, Кривоногова Ольга Вячеславовна, Кривоногова Елена Вячеславовна, Поскотинова Лилия Владимировна.