ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН












21.12.2021 | Социологи ФИЦКИА УрО РАН оценили состояние этнической, гражданской и региональной идентичности молодёжи региона


Сотрудники лаборатории социокультурной динамики развития арктических регионов РФ Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН провели исследование особенностей этнической, гражданской и региональной самоидентификации молодёжи Архангельской области.


Анкетирование прошло накануне Всероссийской переписи населения на всей территории региона, в нём приняли участи граждане 18–35 лет, постоянно проживающие в Архангельской области, всего 305 человек. Пространственное распределение респондентов совпало с данными госстатистики, согласно которым подавляющая часть граждан этих возрастов сконцентрирована в Архангельске (51,3%) и Северодвинске (22,4%), а также Котласе, Новодвинске и Коряжме.


Проект продолжил тему этничности, гражданской и региональной идентификации, толерантности, межнациональных отношений и напряжённости в Архангельской области как в периферийном моноэтническом регионе, которая раскрывалась в исследованиях архангельских обществоведов (Тамицкий А.М., Максимов А.М., Подоплёкин А.О., Гудим-Левкович Г.Е. и др.) в 2003–2004, 2008–2009 и 2015–2016 гг.


Результаты нового исследования позволяют заключить, что изменения в этнической и гражданской самоидентификации, вероятность которых 5 – 10 лет назад только предполагалась, на рубеже 2021–2020-х годов стали состоявшимся фактом.


Немногим более 10 лет назад (в опросе по заказу Минрегиона России) свыше 87% респондентов подтвердили знание этнической принадлежности, причём не только своей, но также друзей и близких. В 2021 году молодёжь Поморья продемонстрировала, что актуальность этой темы утрачивается: на вопрос «Относите ли Вы себя к какому-либо этносу (национальности)?» утвердительно отвечали 50,43% лиц 18–23 лет, тогда как в группе лиц 30–35 лет – 79,17%. Отрицательно ответили или затруднились с ответом на этот вопрос в первой группе 29,56%, во второй – 14,58%. Возможностью указать свою национальность воспользовались свыше 34%, причём «русский/ русская» были указаны в таких 74,31% случаев, в шести анкетах было отмечено «россиянин/ россиянка». В целом была обозначена принадлежность к 19 национальностям.


Ряд пунктов анкеты предоставлял респондентам возможность подтвердить отсутствие интереса к своей или чужой этнической принадлежности в зависимости от характера предложенной ситуации (табл. 1):


Вопрос Вариант ответа Частота выбора, %
18–23 года24–29 лет30–35 лет
Относите ли Вы себя к какому-либо этносу (национальности)?«Моя национальность меня не интересует»20,008,116,25
Влияет ли (может ли повлиять) на Ваше личное отношение к другому человеку его этническая принадлежность (национальность)?«Вопрос национальности человека меня в принципе не интересует»27,8216,2114,58
Допускаете ли Вы для себя возможность брака с человеком иной национальности, чем у Вас?16,0818,9114,58
Возможен ли для Вас отказ от предложенной Вам новой работы только из-за того, что руководитель иной национальности или вероисповедания, чем у Вас?32,1713,516,25

Низкая значимость этнической принадлежности или вероисповедания, как оснований для личного отношения респондентов к другим, подтвердилась их предпочтениями при выборе признаков, по которым они оценивают другого человека в первую очередь: указанные критерии были отмечены всего лишь 5,7% и 2,9% соответственно.


Отдельной задачей исследования стало выяснение признаков, в соответствии с которыми респонденты производят этническую идентификацию. Имея возможность выбрать два варианта ответа на вопрос «Какие из перечисленных признаков, по Вашему мнению, определяют национальность человека?», подавляющее большинство (свыше 70%) респондентов указало «Национальность родителей». Вторыми по частоте выбора стали варианты «Внешний облик» и «Следование культуре какого-либо этноса».


Рис.1. Признаки (атрибуты), определяющие национальность человека (выбор не более двух вариантов):




Принимая во внимание накал дискуссий, имевших место в 2020 г. в связи с обсуждением проекта новой редакции Конституции РФ, особенно в части статьи 68, социологи ФИЦКИА УрО РАН попытались выяснить, как молодёжь региона интерпретирует понятие «русский». Было предложено выбрать два варианта ответа на вопрос «Кто такой «русский» для Вас, как жителя России?». Четыре позиции, набравшие наибольшее количество указаний респондентов, включают варианты «…тот, для кого русский язык и культура родные» (55,6%), «… тот, у кого родители русские по национальности» (43,5%), «… любой гражданин РФ, независимо от национальности, то же самое, что «россиянин» (36,5%) и «… тот, кто соблюдает русские обычаи и традиции в поведении, быту» (24,8%).


Таким образом, в этой части представители «переходного» и «постсоветского» поколений подтвердили тенденцию, отмеченную в 2008–2009 гг. в ходе общенационального исследования, проводившегося по заказу Минрегиона России. А именно, значение этнической принадлежности как фактора единства граждан страны утрачивается, в сознании людей происходит отождествление понятий «россиянин» и «русский», а главными основаниями гражданской солидарности, в понимании молодёжи, становятся принадлежность к общей культуре, пространству, политической организации и истории.


Один из определяющих атрибутов этнического самосознания – знакомство и использование компонентов культуры этноса, с которым человек себя ассоциирует, поэтому в исследовании было уделено особое внимание степени знакомства молодёжи с праздниками, традициями и т.п. (табл. 4).


Табл. 4. Ответы на вопрос «Знакомы ли Вы с культурой этноса (национальности), к которому себя относите?»:


Знакомство с… 18–23 года 24–29 лет 30–35 лет
Знаю, % Знаю и использую (участвую), % Знаю, % Знаю и использую (участвую), % Знаю, % Знаю и использую (участвую), %
Народные сказки (предания) 64,8 8,7 73,0 8,1 62,5 31,3
Народные песни 57,0 7,4 67,6 8,1 68,8 22,9
Народные танцы 53,5 3,9 59,5 2,7 68,8 10,4
Блюда национальной кухни 64,8 13,9 67,6 16,2 54,2 41,7
Национальная одежда 72,2 2,6 78,4 5,4 85,4 8,3
Предметы национального быта (утвари)67,8 7,4 73,0 10,8 75,0 18,8
Праздники 56,5 12,2 67,6 10,8 60,4 27,1
Обычаи, традиции, обряды 57,4 10,0 62,2 8,1 64,6 22,9

Была оценена частота, с которой респонденты сталкиваются с агрессией в свой адрес по этническому признаку. Было установлено, что такого рода критерий не входит в число главных причин агрессии против молодых людей (менее 10%). Наибольшая частота проявлений агрессии по национальному признаку выявлена в межпоселенческом измерении – её подтвердили 17,1% молодых людей из Северодвинска, Новодвинска и Коряжмы.


Табл.5. «Сталкивались ли Вы с личными оскорблениями в Ваш адрес в связи с перечисленными признаками?»:

Признак Доля ответов «ДА», %
Место рождения (униз. «деревня», «понаехал(а)», «провинция» или т.п.) 18,7
Национальность 9,5
Вероисповедание 8,9
Профессия или род занятий 16,2
Физические данные, внешний вид 41,0
Уровень доходов (униз. «нищеброд», «голытьба» или т.п.) 17,8

Установлен низкий уровень неприятия представителей молодёжи Архангельской области к лицам иной национальности или вероисповедания, приезжим из других местностей, мигрантам.


Табл. 6. «Выберите из списка социальные группы, которые могут вызывать у Вас наиболее отрицательные эмоции (до трёх вариантов)»:


Частота выбора «ДА», %
Социальная группа
в среднем18–23 года24–29 лет30–35 лет
Представители другой национальности или расы 3,83,58,12,1
Представители иной религии 5,13,910,86,3
Чужаки из другой местности (приезжие, мигранты и т.п.) 17,1 17,0 18,9 16,7
Преступники 88,6 88,7 83,8 91,7
Маргиналы («бомжи», наркоманы, алкоголики, «гопники», проститутки и т.п.) 80,6 84,3 67,6 72,9
«Богачи» 16,2 14,3 29,7 14,6
Политики, чиновники, полиция и т.п. 45,4 41,3 51,4 60,4
Представители других возрастных групп (напр., подростки, старики или т.п.) 11,4 13,0 2,7 10,4

Исследование также было нацелено на характеристику основных маркеров региональной самоидентификации молодёжи. В состав соответствующих пунктов были включены вопросы, связанные с пониманием респондентами понятий «Родина», «Поморье», «помор», а также с оценкой ими состояния социальной, культурной и экономической сфер региона.


93% опрошенных – уроженцы Архангельской области. При этом понятие «Родина» подразумевает для 25,4% населённый пункт, где родился и проживает респондент, для 22,2% – страну рождения, 15,6% – регион рождения и проживания. Для 28,6% – это комплексное понятие, подразумевающее всё из перечисленного вместе. 2,9% отметили, что слово «Родина» для них ничего не значит.


Следующая часть опроса показала, что наиболее массовыми вариантами самоидентификации молодёжи Архангельской области (при возможности указать два варианта) являются «Я – житель Архангельской области» – 66,3% и «Я – гражданин РФ» – 57,5%. Варианты, предлагающие определить себя прежде всего как представителей своей семьи (династии) или своей профессии, получили 35,2% и 22,5% соответственно, как представителей своей национальности или конфессии – 10,8% и 1,0% соответственно. Наиболее массово выбранным вариантом самоидентификации стал «Северянин» – 84,8%.


34,9% считают, что «поморы» – это «... все русские, живущие на побережье Белого моря», 27,0% – что это «…русские, которые раньше занимались на Севере морскими промыслами». Для 16,2% это неофициальное название всех нынешних жителей Архангельской области. Доля тех, для кого поморы – отдельная национальность людей, живущих на Севере, составила 19%.


Для 52,% опрошенных «Поморье» локализуется как «территория побережья Белого моря», 22,2% считают это неофициальное название Архангельской области, для 3,5% – это «…бренд местной продукции, привлечения туристов и т.д.».


Анализ сопряжений ответов показал, что в большинстве (более 70%) представлений респондентов «Поморье» не отождествляется с каким-либо особым этносом. Доля идентифицирующих себя как «жителей Поморья» составила 77,1%, из них: свыше 2/3 это те, для кого поморы – это русские, а для 15,2% это «неофициальное название жителей» области».


98,4% тех, кто назвал себя помором, родились на территории Архангельской области.


Как отмечает руководитель исследования, ведущий научный сотрудник лаборатории, член рабочей группы по социальным и гуманитарным наукам Международного арктического научного комитета Андрей Подоплёкин, полученные данные могут свидетельствовать о наличии у «постсоветского» поколения северян существенного сдвига в структуре идентичности, выражающегося в снижении места и роли этнической компоненты.


Выявленные особенности этнической самоидентификации молодёжи соответствуют тенденциям деполитизации этничности и «деэтнизации» гражданственности, которые наблюдаются в современной России. При этом «северность» остаётся для молодых жителей Поморья прочной региональной идентичностью, что может служить основой укрепления гражданской солидарности территориального сообщества.


В то же время понятия «помор» и «Поморье» обрели главным образом географическое смысловое наполнение, в рамках которого поморы рассматриваются как часть русского этноса, а Поморье – это территория либо Беломорья, либо Архангельской области в целом.