ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН












13.12.2021 | Социологи Лавёровского центра изучили отношение молодых северян к СМИ и соцсетям


Учёные лаборатории социокультурной динамики развития арктических регионов РФ Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН провели социологическое исследование, целью которого являлись выявление и оценка предпочтений студенческой молодёжи региона в источниках информации, вовлечённости в потребление интернет-контента и общение в соцсетях. Руководитель проекта: ведущий научный сотрудник лаборатории, член рабочей группы по социальным и гуманитарным наукам Международного арктического научного комитета Андрей Подоплёкин.


В ходе исследования анкетировались студенты начальных и старших курсов САФУ и СГМУ, обучающиеся по лечебным, техническим/инженерным, естественнонаучным и гуманитарным направлениям подготовки. Также велась работа с фокус-группой. Общая численность респондентов составила 221 человек, из них 101 – мужского пола. Часть ответов была дана иностранными студентами.


Анкета состояла из 29 вопросов, касающихся предпочтений студентов в источниках информации, заинтересованности в информации различного содержания, доверия к источникам общественно-значимых сведений и видам интернет-ресурсов. 18 вопросов давали возможность указать свой вариант ответа.


Исследование показало, что абсолютное большинство респондентов являются потребителями контента интернет-ресурсов – более 91,4%. При этом 28,5% являются также читателями независимых блогов, каналом доступа к которым является интернет:



В вопросе предлагалось указать два наиболее предпочтительных канала информации. Наиболее массовыми парными сочетаниями вариантов ответов стали: «Интернет-ресурсы» и «Независимые блоги» – 33,64%; «Интернет-ресурсы» и «Простое (устное) общение с носителями информации» – 26,82%; «ТВ» и «Интернет-ресурсы» – 13,18%; «Печатные» и «Интернет-ресурсы» – 8,18%.


Единственный ответ участников фокус-группы – «Интернет-ресурсы». При этом частота обращаемости к этим источникам характеризовалась как «редкая» или «невысокая», «в основном в связи с громкими инфоповодами».


В выборе между непосредственным общением с людьми и взаимодействием с ними через интернет-каналы наибольшие предпочтения респондентов пришлись на сочетание живого и сетевого общения (54,09%) и живое общение (37,73%).


Самыми высокочастотными ответами на вопрос о типе используемых интернет-ресурсов стали «Социальные сети» (94,1%), «Поисковые системы» (89,1%), «Игровые платформы» (39,4%) и «Онлайн-энциклопедии («Википедия» и т.п.)» (31,7%). 61,5% участников анкетирования являются участниками интернет-сообществ. Ещё 5,9% принимают участие в коллективных играх, размещении информации, комментировании.


В списках социальных медиа, наиболее часто посещаемых респондентами, безусловный лидер – «ВКонтакте» (свыше 86%). Три следующих позиции заняли хостинговые платформы для видео- и фотоконтента: YouTube (свыше 56%), Instagram (около 50%) и TikTok (свыше 17%).



Аналогичными были предпочтения участников фокус-группы. Средняя продолжительность их пребывания в соцсетях составляет «около 40% свободного времени в день».


Цели взаимодействия в интернет-сообществах или группах распределились следующим образом:

  • Я состою в группе, но не веду активной деятельности – 56,4%;
  • Мы выкладываем материалы, интересные для членов группы и комментируем их – 10,9%;
  • Мы ведём дискуссии по интересующим нас проблемам – 9,1%;
  • Мы участвуем в совместных акциях и освещаем их в сети – 5,9%.

Ряд вопросов анкеты был направлен на определение доли респондентов, интересующихся политическими и экономическими событиями в регионе, России и мире. За событиями регионального значения постоянно следят 11,8% опрошенных; время от времени – 61,8%. В том, что не следят, признались 26,4%.


Что касается характера информации, то наибольшие предпочтения студенты отдали развлекательным передачам и шоу (частота выбора 48,9%), культурным событиям (43%), музыке (37,1%) и информации о политических событиях и молодёжной тематике (по 34,8%). Респондент мог выбрать три варианта ответа:



В рамках фокус-группы участники чаще всего давали следующие уточнения по данному вопросу: «Чаще всего я узнаю информацию из интернет-ресурсов (электронные версии газет, блоги)», «За событиями не слежу. Иногда натыкаюсь в интернете на какую-нибудь новость, тогда перехожу по ссылке и смотрю, что там. В жизни и так слишком много негатива, чтоб ещё расстраиваться от просмотра новостей», «Стараюсь отслеживать актуальную информацию по региону и стране, но не всегда удаётся быть в курсе последних событий, поэтому в постоянном режиме нет, не интересуюсь».


На этом фоне интересна степень востребованности у респондентов общественно-политических интернет-ресурсов регионального и федерального уровня. Чуть выше трети опрошенных заявили о знакомстве с сайтами региональных и общероссийских молодёжных организаций и движений (36,8% и 35,5% соответственно), в случае с региональным молодёжным парламентом 54,5% отметили, что не знают о существовании такого, а 35,5% ни разу не обращались к его информресурсам.


Причины предпочтений опрошенных студентов в пользу общения в сети и обращения к сетевому контенту связаны в первую очередь с разнообразием выбора материалов, возможностями неограниченного общения, оперативностью и широтой взаимодействия с единомышленниками, отсутствием субъекта, навязывающего мнения или выбор. В целом доля ответов, сводящихся к перечисленным мотивам, составила почти 73%.


Участников фокус-групп сетевое общение привлекает «возможностью узнать интересующую информацию в удобное время, быстро получить обратную связь, поделиться своим личным временем», «самим фактом общения с разными людьми, устранения любых барьеров», «возможностью общаться с людьми, находящимися от тебя на другом конце страны или мира».


Исследование сетевого поведения студенческой молодёжи Поморья указало на критически низкий уровень доверия к СМИ. Не доверяют им 43,6%; затруднились с ответом на вопрос «Каким из вышеперечисленных средств массовой информации вы доверяете в наибольшей мере?» 20,5%; тогда как доли доверяющих региональным, федеральным и зарубежным СМИ составили 4,5%, 7,3% и 5,9% соответственно; в равной мере СМИ всех перечисленных уровней доверяют 15,9%.


Причины «ухода» молодёжи в интернет как основной источник контента также раскрываются при анализе характеристик, данных студентами в адрес региональных и федеральных СМИ (вопросы «Как вы в целом в нескольких словах можете охарактеризовать региональные/ федеральные СМИ?»):


Вариант ответаВыбор респондентов, %
для региональных СМИдля федеральных СМИ
Высокопрофессиональные и предоставляющие интересную и злободневную информацию2,74,1
Открытые для диалога и предоставляющие широкий спектр мнений и суждений по поводу любого события10,97,3
Чётко ориентированные на… интересы аудитории и специфику региональных проблем / интересы российской аудитории и актуальные проблемы развития страны и её народа12,710,0
Уровень профессионализма невысок, а информация в местных / федеральных СМИ скучна и непривлекательна15,910,9
СМИ избегают диалогов и широких свободных дискуссий10,919,5
Не ориентированы на интересы и запросы местной / российской аудитории и открытое обсуждение острых проблем8,215,9
Затрудняюсь ответить37,330,9

Из приведённого распределения (за исключением выбора «Затрудняюсь ответить», ставшего наиболее частотным, вероятно, вследствие нечастого обращения целевой аудитории к данным источникам информации), очевидно, что и региональным, и федеральным СМИ наиболее часто вменяется невысокий уровень профессионализма, непривлекательность контента, отсутствие конкуренции точек зрения и диалога, отсутствие в повестке действительно актуальных для молодёжи тем.


Как отмечает руководитель социологического проекта Андрей Подоплёкин, российские исследования, включая проведённое социологами ФИЦКИА УрО РАН в 2021 году, показывают, что благодаря доступу к интернет-контенту и обменам в социальных медиа, студенчество имеет устойчивый интерес к широкому спектру социально и политически значимых проблем. С другой стороны, на фоне этого социологи и психологи констатируют растущий социальный и политический инфантилизм современной молодёжи, снижение у поколений волевых импульсов к реальным действиям, направленным на решение этих проблем.


В частности, одним из проявлений этого инфантилизма являются подтверждённые опросом 2021 г. стабильный электоральный абсентеизм (уклонение от участия), отсутствие у молодых граждан осознания своей субъектности в отношении социальной действительности. Имеются основания предполагать, что частота и степень погружённости молодёжи в сетевые взаимодействия и «сетевой активизм» по поводу актуальных проблем обратно пропорциональна «физической эффективности» эмоциональных и интеллектуальных сил, затрачиваемых молодыми гражданами по поводу этих проблем.


По словам Андрея Подоплёкина, для органов исполнительной власти выявляемые тенденции могут указывать на необходимость смещения акцентов в работе, переноса функций с учреждений на медиа-платформы. Это позволит реализовывать задачи молодёжной политики не в формате «мероприятий за счёт бюджетных средств», а виде проектов и процессов с конкретными целевыми индикаторами и PR-обеспечением, в том числе через социальные медиа.