ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН












11.11.2021 |  Сотрудники НЦ традиционной культуры и музейных практик приняли участие в  V  Российском культурологическом конгрессе с международным участием


Конгресс, проходивший 8 -10 ноября 2021 года в очно-дистантном формате, был организован и проведен на базе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, во взаимодействии и партнерстве с рядом ведущих научно-исследовательских, научно-образовательных, и научно-просветительных организаций нашей страны.


Конгресс стал важным вкладом отечественного культурологического научного сообщества в проведение Года науки и технологии Российской Федерации и празднование 300-летия Российской Академии наук. Основные задачи Конгресса состояли в обсуждении и кодификации фундаментальных закономерностей развития мировой и отечественной культуры, раскрытии и разработке богатого мировоззренческого потенциала отечественной культурологической традиции, выявлении оптимальных путей воплощения в жизнь базовых установок государственной культурной политики Российской Федерации и уточнению оптимальных путей достойного вхождения российской культуры в мировой культурный процесс.


Ключевая тема Конгресса «Культурное наследие – от прошлого к будущему». Смысл такой формулировки является очевидным, поскольку только сознательная и убежденная установка на сохранение, ревитализацию и использование собственного культурного наследия способна поддержать культурную память народа как основу его культурной идентичности, составить прочное основание для плодотворного художественного творчества и культурных инноваций в целом и, таким образом, продлить прошлое в будущем, связывая их воедино при сохранении складывавшихся веками базовых ценностей и норм. В силу понятных соображений, первоочередным объектом рассмотрения и обсуждения участников конгресса явилось неисчерпаемое наследие российской культуры и, в первую очередь, русского народа, создавшего и отстоявшего самобытную цивилизацию, без учёта и освоения многообразных достижений которой немыслим мировой культурный процесс.


В рамках двух пленарных и двадцати секционных заседаний Конгресса, привлекших к участию более трехсот видных ученых из регионов Российской Федерации, было проведено обсуждение актуального состояния и перспектив разработки фундаментальных, а также и прикладных аспектов практически всех основных научных направлений современной культурологии, от теории и истории культуры, теории культурных форм и культурологии личности, культурологии искусства и медиасферы, теории культурной памяти и основ сохранения материального, а также нематериального культурного наследия – до стратегий и тактик государственной культурной политики.


А.Б. Пермиловская, д. культ., завед. НЦ выступила с докладом «Русское деревянное зодчество как феномен культурного наследия в аспекте национальной идентичности». Деревянное зодчество – особое, самостоятельное направление традиционной архитектуры. В его уникальном качестве и разнообразии оно представлено в России, которая всегда была «лесной, таежной» страной. Это поистине общенациональная архитектура, которая впитала в себя мифопоэтическое и христианское мировоззрение русского народа.


История русской деревянной архитектуры в значительной степени является историей деревянного зодчества Русского Севера. Понятие «Русский Север» отражает также значительную «русскость» региона, где «были выработаны все те совершенные формы деревянного зодчества, которые в течение веков непрерывно влияли на всю совокупность русского искусства» (И. Грабарь). Деревянная архитектура, создана в большинстве случаев, неизвестными мастерами на основе общенародных строительных традиций, отражающих коллективную и индивидуальную ментальность, является одной из универсальных доминант культуры этноса. В архитектурном и семантическом образе храма определяющее место принадлежит православию и мифопоэтическому мировоззрению. Дом в условиях Севера являлся одним из главных способов освоения природной среды. Это нашло отражение в архитектурно-конструктивных особенностях, типологии, декоре. Поскольку северное деревянное зодчество – единственный круг артефактов, сохранившийся в значительном объеме, оно рассматривается как культурный код, а Русский Север как особая территория наследия в аспекте его национальной идентичности.


А.А. Усов, мнс выступил с докладом «Культурный ландшафт Онежского Поморья как объект арктического культурного наследия». Русский Север – это территория, характеризующаяся сохранением мощных пластов историко-культурного наследия, а также обширными природными ландшафтами, благоприятствовавшими развитию здесь выдающихся образцов деревянного зодчества. В совокупности они образуют целостные природно-архитектурные ансамбли – культурные ландшафты Русского Севера и Арктики. Онежское Поморье – часть Русского Севера, простирающуюся по морскому побережью Онежской губы Белого моря, от р. Онеги до р. Кеми. Онежское Поморье интересно разнообразием представленных здесь поморских сельских исторических поселений, формирующих основу местного культурного ландшафта. В качестве «case study» данной работы было выбрано одно из наиболее интересных поселений – с. Пурнема. Пурнема относится к приморско-приречному подтипу заселения, так как основано не только на морском побережье, но и одновременно в устье реки и характеризуется прибрежно-рядовой формой застройки.


Особое место в процессе формирования культурного ландшафта Онежского Поморья занимает крестьянский дом. Его архитектурно-планировочное решение и декоративное убранство отражают преемственность плотницких традиций северных зодчих вплоть до конца XX в. В суровых природно-климатических условиях Севера, крестьянский дом выступает в качестве стабилизирующего фактора адаптации, жилого пространства, обеспечивающего устойчивое существование населения и представляет собой один из неотъемлемых элементов, формирующих культурный ландшафт Онежского Поморья.



Текст и фото А. Пермиловской, А. Усова.


Роспись дома Клокотова,

д. Кельчемгора, Лешуконский р., XIX в.

Роспись дома Клокотова, д. Кельчемгора,

Лешуконский р., XIX в.


«Солнце по крышей – символ счастья

в доме», д. Б. Халуй, каргопольский р., 1812 г.

Никольская часовня, д. Вершинино, Плесецкий р., XVIII в.,

НП «Кенозерский» (Фото А. Антонова, из архива А. Пермиловской).


Вид на устье р. Пурнема, сосновый

бор «Кендище», с. Пурнема, Онежский р.

Культовый ансамбль («тройник»): Рождественская церковь (1861),

Никольская церковь (1618), с. Пурнема, Онежский р.