В Санкт-Петербурге в режиме онлайн прошла Девятая научно-практическая конференция «Полярные чтения – 2021: Художественное освоение Арктики: полярные регионы в культуре, искусстве и философии».
Организаторами конференции выступили Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики (Арктический музейно-выставочный центр) и Государственный научный центр «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». Конференция была проведена при поддержке Фонда президентских грантов.
В мероприятии приняли участие специалисты из России, США, Великобритании, Эстонии. Российские участники представляли как города СЗФО (Апатиты, Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Санкт-Петербург, Северодвинск, Сыктывкар, Воркута), так и другие регионы – Москва, Воронеж, Екатеринбург, Нефтеюганск, Красноярск, Якутск, Владивосток.
За три дня конференции участники представили 70 научных докладов и сообщений по различным тематическим направлениям: «Арктика и Антарктика в художественной литературе, живописи, театральном искусстве», «Полярные регионы в кинематографе». «Философское осмысление Арктики», «Мифология Арктики и Антарктики» и т.д. Научный сотрудник лаборатории биоресурсов и этнографии ФИЦКИА УрО РАН, член Российской ассоциации художников-маринистов Сергей Звягин представил доклад на тему «Маринистика как художественное освоение Арктики», проиллюстрировав сообщение картинами известных художников (А.Борисов, Н.Пинегин, Р. Кент) и собственными работами.
Образ Арктики неразрывно связан с темой моря. Арктика и море – это непредсказуемость, необъятность, свобода. Основываясь на своём опыте, Сергей Александрович отметил, что географическая бескрайность, стихия вызывают творческие порывы у человека, побывавшего в арктических морях. Художник выступает посредником, выражающим суть ценностно-смысловых ориентиров, делает их более доступными для осознания аудиторией.
Многим Арктика видится неяркой, монохромной, но истинный художник всегда улавливает региональные особенности. Первый живописец Арктики Александр Борисов, например, восхищался глыбами льда, которые «переливаются разными цветами радуги». Он представлял арктический айсберг как фантастический дворец северного царства. «Долгие часы просиживал я здесь, любуясь ледником и зарисовывая его», - признавался Борисов.
- Правдивость художественного стиля маринистики кроется не в зародыше какого-то оригинального авторского вдохновения, она определяется в диалектике намерения художника объективировать нечто уже объективированное морской или экспедиционной практикой, драмой или трагедией, - считает Сергей Звягин.
Он также отметил, что маринистика связана с утончённостью, изяществом. Особое место в ней занимает тот тип красоты, который Аристотель называл «умной красотой», поскольку она доставляет не только чувственное удовольствие, но и интеллектуальное. В этом смысле маринистика, как компонент морского культурного наследия незримо выделяет главного смыслового героя марин, - человека.