С 28 марта по 10 апреля 2021 года проведена экспедиция в Республику Крым сотрудниками лаборатории биоритмологии Института физиологии природных адаптаций ФИЦКИА УрО РАН. Участники экспедиции – д.б.н., доц. Поскотинова Лилия Владимировна (начальник экспедиционного отряда), д.м.н. Дёмин Денис Борисович, к.б.н. Кривоногова Елена Вячеславовна, к.б.н. Кривоногова Ольга Вячеславовна.
Целями исследования являлись изучение нейрофизиологических показателей, показателей сердечно-сосудистой системы у взрослых жителей и старших школьников, проживающих в южном регионе России, который выбран для сравнительных исследований с регионами Арктической зоны РФ.
Участники экспедиции и педагог школы №2 г. Симферополя Горбачева А. С.
Также в рамках проекта, поддержанного РФФИ (руководитель проекта - д.б.н., доц. Поскотинова Л.В.), изучались психофизиологические показатели у старших школьников с различным уровнем интернет-зависимого поведения. Исследования проведены на базе МБОУ СШ №2 г. Симферополя. Руководство школы, педагоги школы активно способствовали организации деятельности членов экспедиционного отряда. Все исследования выполнялись с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Предыдущие аналогичные исследования, выполненные в 2020 году в регионе Арктической зоны РФ (Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Архангельск), показали, что активное использование интернет-ресурсов обусловливает значительные трансформации функционирования нейрональных сетей мозга – ускорение скорости реакции мозга, повышенную активацию областей мозга, особенно эмоциогенных структур и областей, регулирующих функции внутренних органов. Однако избыточное потребление интернет-контента может вызвать интернет-зависимость с симптомами «отмены», нарушением восприятия времени и снижением точности выполнения когнитивных задач.
Впервые сотрудниками лаборатории установлен факт снижения способности к саморегуляции способом биоуправления общей вариабельностью сердечного ритма у подростков с высоким риском интернет-зависимости и признаками устойчивого паттерна интернет-зависимого поведения.
Есть основания полагать, что симптомы «отмены» от доступа к интернет-ресурсам у подростков-северян будут выражены в большей степени, чем у сверстников, проживающих в более комфортной климатической области. А возрастающая потребность обучающихся в использовании интернет-ресурсов в эпоху дистанционных технологий обучения в современной сложной эпидемиологической обстановке будет вносить свои коррективы в изучение этого сложного патофизиологического состояния – Интернет-зависимость.
Ссылки на публикации:
Krivonogova E. et al. Auditory evoked potential р300 and risk of internet addiction in young people, DOI: 10.21103/Article10(2)_OA14
Poskotinova L. et al. Effectiveness of short-term heart rate variability biofeedback training and the risk of internet addiction in adolescents 15-16 years of age, DOI: 10.21103/Article10(2)_OA13
Гальченко А.С. с соавт. Взаимосвязь интернет-зависимости с когнитивно-стилевыми особенностями обучающихся, DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-3-7