Молодые ученые ФИЦКИА УрО РАН Андрей Пучков и Ксения Пашинская в декабре 2020 года успешно завершили первый модуль обучения в аспирантской Школе «Tabula Rasa». В январе 2021 года аспиранты получили удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Эффективность командной работы в управлении научными проектами».
Основной задачей первого модуля перед организаторами Школы было формирование 15 команд из 120 участников, которые будут трудиться над 15 проектами. Результатом стало создание 13 проектов, один из которых – «Радоноопасность арктических территорий» – возглавил Андрей Пучков. Ксения Пашинская вошла в состав проекта «Центр компетенций «Арктика», возглавляемый аспирантом Екатериной Логуновой, обучающейся по направлению подготовки «Общественное здоровье и здравоохранение» в Сургутском государственном университете, которая также постоянно работает травматологом-ортопедом и, несмотря на дефицит времени, продвигает важный проект по повышению уровня здоровьесбережения среди населения, проживающего в Арктической зоне РФ.
Следующий модуль стартует 15 февраля. В межмодульный период участники проектов вели плодотворную работу, в том числе подготовку обзорной научной публикации, характеризующей современное состояние изученности тематики проекта и перспективность развития как на фундаментальном, так и на прикладном уровнях. Другими задачами, поставленными перед обучающимися, стали привлечение новых участников как из числа аспирантов по всей России, которые закрыли бы пробел, имеющийся в индивидуальных проектах, так и экспертов, которые бы консультировали и сопровождали проект на протяжении его развития.
Необходимо отметить, что в состав работающих над проектом «Радоноопасность арктических территорий» вошел аспирант третьего года обучения ФИЦКИА УрО РАН Алексей Тышов, который займется геологическим сопровождением планируемых работ, а также станет полноправным участником аспирантской Школы «Tabula Rasa». Кроме этого, неформальными участниками проекта стали студент САФУ имени М.В. Ломоносова, сотрудник лаборатории экологической радиологии ФИЦКИА УрО РАН Павел Лапиков и PhD-student из Геофизического института Аляскинского университета в г. Фэрбенкс (США) Nicholas Hasson.
Буквально на днях проект по радоноопасности арктических территорий был представлен Павлом Лапиковым на Международном Арктическом форуме «Arctic Frontiers 2021», проходившем в онлайн-формате в период с 1 по 4 февраля. Тематика вызвала интерес и обсуждение среди зарубежных коллег, которые подтвердили актуальность и необходимость развития данных исследований.
Одним из основных экспертов проекта станет научный руководитель Андрея Пучкова, завлабораторией экологической радиологии ФИЦКИА УрО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Евгений Яковлев. Предполагаемые эксперты проекта – ведущие ученые Томского политехнического университета, а также профессор университета Вэйна в Детройте (США) Mark Baskaran. Важным звеном данной работы стало участие в проекте аспиранта САФУ им. М.В. Ломоносова Юлианы Цыкаревой, которая совместно с коллегами с кафедры фундаментальной и прикладной физики займется вопросами математического обеспечения результатов работы.
Проект «Центр компетенций «Арктика», в состав которого вошла аспирант Ксения Пашинская, направлен на создание системы арктического медико-экологического мониторинга состояния здоровья населения для дальнейшей подготовки индивидуальных рекомендаций по достижению оптимальной адаптации к условиям Севера и отчета о состоянии здоровья у работающих для предприятий-заказчиков (ПАО «Газпром»), что позволит постоянно или временно проживающим (вахтовики, туристы) на территории Арктики сохранить свой уровень здоровья.
Анализ влияния наблюдаемых и прогнозируемых климатических изменений на уровень здоровья человека в Арктической зоне РФ направлен на развитие арктической медицины и повышение внимания к состоянию здоровья у населения. Как и проект Андрея Пучкова, проект «Центр компетенций Арктика» имеет межрегиональный статус. В числе участников – ученые из Москвы, Омска, Сургута, Архангельска. Кадровый состав проекта (будущий специалист в области здравоохранения, физиолог, биолог, специалист в сфере физической культуры, психологи) дает возможность комплексного подхода в изучении состояния здоровья человека в условиях Арктики.
Впереди еще семь модулей обучения вплоть до конца 2022 года. Обучение в аспирантской Школе затронет многие аспекты ведения научной деятельности на современном уровне – от приобретения навыков целеформирования до вывода проекта на этап создания технологии, конструирования опытного образца, и, возможно, коммерциализации.