В рамках проекта «Базовые школы РАН», который в Архангельской области курирует Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН, в Поморье побывал профессор РАН, научный сотрудник Института физики Земли РАН, преподаватель геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Роман Веселовский. Он выступил с интереснейшей лекцией «Планета Земля: вперёд в прошлое (геологические и геофизические аспекты)» в архангельской школе № 45 и гимназии №3, а также в северодвинском лицее №17, имеющих статус базовых школ РАН.
Роман Веселовский в геологии с 2000-го года. Прошёл весь научный цикл. Много работает в Восточной Сибири, в частности, в Норильске. Наряду с другими учёными его, например, привлекали к процессу обоснования поиска новых рудных территорий. Много времени проводит у наших соседей – в Мурманской области. Рассказывая об этом архангельским старшеклассникам, он пошутил: «Все летом едут в Турцию, а я – на Кольский полуостров». Там его коллектив изучает «самые древние породы, которые, по сути, есть в России».
– Мы изучаем намагниченность горных пород с целью восстановления информации о том, каким было магнитное поле Земли в прошлом. Решаем геологические задачи: как двигались литосферные плиты, что сопровождало инверсию (перестановку) полюсов магнитного поля, изучаем в деталях этот процесс. Самый глобальный вопрос, на который мы ищем ответ: когда образовалось магнитное поле Земли? – сообщил учёный.
Об этом, собственно, и шла речь на лекции. Ребята выяснили, что магнитное поле Земли возрастом около 4 млрд лет непрерывно меняется, защищает планету от космического излучения и используется для навигации. Генерируется оно во внешнем жидком ядре и может сохраняться в горных породах. Учёные используют магнитное поле для восстановления (моделирования) облика Земли в прошлом. К сожалению, магнитное поле имеет способность менять полярность. Роман Веселовский продемонстрировал, как могут сложиться континенты через 250 млн лет.
Школьники были вовлечены в процесс: они отвечали на вопросы о глубинном строении планеты и сами не стеснялись многое спрашивать. Так что есть надежда, что кто-то из ребят в дальнейшем выберет геологию. По крайней мере, вердикт их был таков: «Это было очень познавательно!».