ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН












05.02.2020 | Учёные ФИЦКИА РАН начинают изучать, насколько вовлечённость подростков в интернет-пространство отражается на их нейрофизиологических показателях


Поскотинова Л.В.


Проект 20-013-00060 «Психонейрофизиологические аспекты успешности когнитивной деятельности при освоении интернет-пространства и формировании интернет-аддиктивных расстройств у молодежи» победил в конкурсе грантов Российского фонда фундаментальных исследований. Актуальный проект реализуют сотрудники лаборатории биоритмологии Института физиологии природных адаптаций ФИЦКИА РАН.

Современная экономика немыслима без цифровых технологий, а развитие социума способствует активному вовлечению людей в интернет-пространство. Такие процессы отражаются на организме человека, поскольку влекут определённые физиологические и психологические изменения. Научный руководитель проекта, заведующая лабораторией биоритмологии Института физиологии природных адаптаций, доктор биологических наук Лилия Поскотинова отмечает тенденции: активный пользователь интернета и социальных сетей всё меньше уделяет внимание непосредственному, живому общению, одновременно усиливая статическую нагрузку на позвоночник (при длительной работе сидя за компьютером) и зрительный анализатор, обеспечивающий усвоение больших потоков визуальной информации. Трансформируются некоторые виды чувствительности из-за низкой их востребованности в интернет-среде (тактильная, вкусовая, обонятельная), а также невербальное распознавание эмоций, настроений человека, которые актуальны именно при живом общении.

Если взрослый человек способен регулировать процесс социальных взаимоотношений и не теряет связь с социумом в реальной среде, то подрастающее поколение может демонстрировать несколько иное поведение. Например, наблюдения за школьниками показывают, что отсутствие интернета может вызывать дискомфорт, похожий на синдром отмены – беспокойство, нервозность, обострение потребности выйти в интернет, сложности в восприятии реального мира. Вместе с тем интернет-зависимые люди могут демонстрировать уникальные возможности, например, высокую скорость реакции нервной системы на стимулы и переключаемость внимания. Изучение этих факторов нейрофизиологии современных школьников, родившихся в эпоху активного освоения Интернета, может помочь для выбора форм учебного процесса в образовательных учреждениях.



Грант РФФИ рассчитан на три года. Исследование будет проведено среди наиболее активных интернет-пользователей – школьников старших классов (15-17 лет) – в Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Крым.

Учёные ФИЦКИА РАН ставят задачу зафиксировать, насколько степень вовлечённости подростков в интернет-пространство отражается на их нейрофизиологических показателях. В частности, речь идёт о психонейрофизиологическом эффекте, присущем людям с высоким риском интернет-зависимости, который может повлиять на функции сердечно-сосудистой системы. Ощущения своего тела, работы дыхания и ритма сердца могут меняться, когда виртуальные события становятся трудно отделимыми от реальных ощущений человека.

Отношение учёных к интернет-зависимости как к заболеванию – разное, но вполне возможно, что в будущем оно будет выделено в отдельную нозологическую единицу. В ходе исследования архангельские учёные выявят критерии риска по физиологическим и нейрофизиологическим показателям, по которым высокая вовлечённость в интернет-пространство сопровождается риском для нарушения здоровья и социальной адаптации школьника.

В работе по проекту сотрудники лаборатории биоритмологии будут использовать комплексный подход, включающий нейрофизиологические (скорость реакции мозга на стимулы в процессе принятия решения), психодиагностические методы (определенные виды когнитивных стилей).

– Наша задача – узнать, при каких условиях нарушается самоощущение функций тела у людей с высокой интернет-вовлечённостью, а при каких остаётся таким же, как у лиц с минимальным риском интернет-зависимого поведения. Наиболее гармоничный тип современного молодого человека – это тот, кто свободно владеет интернет-ресурсами, способен управлять ресурсами своего тела, а также достигать успеха в реальной среде обитания, – отмечает Лилия Поскотинова.