ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН












28.01.2020 | Архангельским учёным рассказали об опыте работы Западно-Сибирского научно-образовательного центра


В Архангельской области продолжается подготовка к созданию научно-образовательного центра «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». В САФУ состоялся семинар «Школа научного лидерства как элемент центра развития компетенций руководителей научных проектов и лабораторий», в котором приняли участие сотрудники Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова РАН.



Центральным докладом семинара стало сообщение Ирины Шрайбер-Такер, ментора проекта «Школа научного лидерства». Учёный-физик Ирина Шрайбер-Такер родилась в Архангельске. Её научная карьера развивалась стремительно: она работала и продолжает работать в физических лабораториях разных стран мира, является членом международных коллабораций CDF (Фермилаб, США), научным сотрудником Центра европейских ядерных исследований (CERN, Швейцария), автором более 700 научных и научно-популярных статей (индекс Хирша – около 100).

Ирина Шрайбер-Такер – ментор-наставник в проекте Центра развития компетенций (ЦРК) межрегионального Западно-Сибирского научно-образовательного центра (Тюмень). В Архангельске она поделилась опытом работы в действующем российском НОЦе и рассказала о том, как работают подобные центры в странах Запада.

В ряде стран мира созданы структуры, выполняющие задачи, аналогичные тем, что поставлены перед российскими НОЦами. Существенным отличием является степень финансового участия в таких проектах государства и бизнеса. Если в России государство вкладывает в НОЦ примерно 80 процентов необходимых средств, а бизнес около 20, то на Западе всё наоборот. Причём система лучше прижилась в США, чем в Европе.

Создание Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня было инициировано губернаторами Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. На базе НОЦ начал работать Центр комплексного развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий, в котором уже ведётся обучение специалистов высших категорий (кандидатов и докторов наук) проектному менеджменту, где обучающиеся также получают знания в области тайм-менеджмента, межличностных коммуникаций, что необходимо для работы с производственниками и инвесторами, для развития междисциплинарных исследований и т.д.

Сотрудники Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН смогли задать эксперту все интересующие их вопросы. Как отметила заведующая лабораторией болотных экосистем ИЭПС Светлана Селянина, такие встречи важны, поскольку при формировании НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» необходимо учитывать опыт коллег из других российских регионов.