ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН












22.11.2919 | Жемчужина северного зодчества в этнографическом фильме «Музей Малые Корелы»






В 1964 году Исполком Архангельского областного Совета депутатов трудящихся принял решение об открытии музея-заповедника деревянного зодчества под открытым небом в Приморском районе Архангельской области, что в 25 км от г. Архангельска. С той поры десятки специалистов проделали гигантскую работу по сохранению деревянной архитектуры Русского Севера. Музей «Малые Корелы» имеет статус государственного музея деревянного зодчества и народного искусства высшего федерального уровня и относятся к объектам национального достояния России (с 1996 г. после посещения музея президентом РФ Б.Н. Ельциным). «Малые Корелы» – самый крупный музей под открытым небом в стране, где собрано уникальное собрание памятников деревянной архитектуры Русского Севера и Арктической зоны РФ в границах Архангельской области. На площади в 140 га располагаются 125 памятников архитектуры и этнографии.

Первый в мире архитектурно-этнографический комплекс «Скансен», был открыт в пригороде Стокгольма (Швеция) в 1891 году. С тех пор имя его стало нарицательным: подобные музеи называют скансенами, а наука их изучающая – скансенология. Ностальгия по старинным домам и укладу жизни свойственна и другим странам с богатыми традициями зодчества (Россия, Германия, Норвегия, Великобритания, Нидерланды и др.). В нашей стране действует не один десяток музеев под открытым небом, но лидером по количеству памятников деревянной архитектуры являются именно «Малые Корелы». Это воплощенный в пространстве и во времени собирательный образ всего Русского Севера, уникальная «страна зодчих».

В 2007 году архангельская студия «Поморфильм» сняла этнографический фильм «Музей Малые Корелы», рассказывающий об этом удивительном месте на карте Архангельской области и России. Автор сценария и ведущая фильма – Анна Пермиловская, доктор культурологии, заведующая Научным центром традиционной культуры и музейных практик ФИЦКИА РАН. Режиссёр фильма и режиссёр монтажа – Анжелика Долинина (в настоящее время – руководитель Медиа-центра САФУ «Арктический мост»), оператор – Юрий Киселёв, продюсер – Владимир Лойтер, Заслуженный работник культуры РФ. Производство – ООО «Поморфильм» (2007-2008).

– Я работала 27 лет в музее «Малые Корелы», ездила с коллегами в большое количество экспедиций за экспонатами и памятниками архитектуры. Мы находили памятники и перевозили их, – вспоминает Анна Пермиловская. – Открытием уникального края «Русский Север», его архитектуры и этнографии я обязана «Малым Корелам» и той удивительной команде, молодой, творческой и энергичной, которая буквально жила на работе, обожая своё дело. Это такие яркие личности как к.и.н. А.Н. Давыдов, возглавлявший в свое время этнографический отдел музея, а затем лабораторию экологии культуры ИЭПС УрО РАН, И.В. Данилов – лучший звонарь России, который также работал, как в музее, так и в ИЭПС УрО РАН.

Команда энтузиастов-музейщиков выявляла архитектурные памятники по всей Архангельской области. Крестьянские избы, дома поморов- судовладельцев и торговых крестьян представляют собой разные типы построек. Хотя индивидуальность старинных зданий связана не только с доходом и жизненным укладом их владельцев: разница архитектурно-планировочного типа также сильно зависит от этногеографических, религиозных факторов, региональных и плотницких традиций. Архангельская область велика, а строения, свойственные тому или иному её району, – многолики, они отражают сложившийся уклад народной жизни и картину мира, сформировавшуюся в крестьянской среде Поморья, Каргополья, Подвинья, Мезени, Поважья, Пинеги.

– Для Каргопольско-Онежского сектора характерна свободная планировка, наиболее архаичная и древняя, пришедшая к нам из Новгорода, – рассказывает Анна Пермиловская. – К примеру, Двинской сектор представлен совершенно другим типом архитектуры. Это огромные двухэтажные дома с 6 - 8 комнатами. Скажем, в пинежских деревнях заметно финно-угорское влияние, например, в этнотопонимике (в названиях деревень: Пиремень, Касканемь, Поганец), в мифологии, сохранившейся в народной памяти до XXI века. В целом, экспозиция оформлена не просто как выставка, а как ряд деревень разных районов Русского Севера.

Съёмки фильма об уникальном музее собрали команду ярких, талантливых людей, искренне любящих своё дело. Съёмочный процесс занял около двух месяцев, некоторое время потребовалось для студийной работы.

– Мне повезло быть знакомой с корифеями областной телевизионной журналистики. Это Владимир Лойтер и Анжелика Долинина, которая режиссировала, монтировала этот фильм и подбирала музыку. Помимо натурных съёмок использовались архивные материалы, которыми располагала студия «Поморфильм», – сообщила учёный-культуролог.

Состоялось несколько презентаций фильма на конференциях в Санкт-Петербургском государственном университете, Российском этнографическом музее, Государственном центре русского фольклора (Москва), Европейском университете в Санкт-Петербурге и других учреждениях. Анна Пермиловская использовала фильм в авторском курсе лекций для студентов архангельского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства.

– Это наглядный материал, дающий представление о значимой части северной русской культуры – деревянном зодчестве. Всё самое лучшее в российской деревянной архитектуре сделано на Русском Севере. Здесь была особая строительная культура, которая позволяет перенести категорию «русский плотник» в категорию «русский зодчий». Причём это касается не только культовой архитектуры, но и жилой. Каждая деталь дома играла конструктивную роль, отражая при этом крестьянское мировоззрение, одарённость северян, их высокую строительную культуру, – отмечает Анна Пермиловская.

Фильм вышел на диске и пользовался спросом. Более того, специально для иностранных посетителей «Малых Корел» была сделана англоязычная версия с субтитрами. Теперь лента доступна массовому зрителю на YouTube-канале студии «Поморфильм».


Фото из личного архива А.Б. Пермиловской.