В Архангельске проходит международная научная конференция «Образ моря в языке, литературе и искусстве», организованная кафедрой перевода и прикладной лингвистики и научно-образовательным центром «Интегративное переводоведение приарктическог о пространства» высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ. В конференции принимают участие исследователи из России, Германии, Швейцарии, Бельгии и Швеции. Одним из докладчиков второго пленарного заседания стал Сергей Звягин, научный сотрудник лаборатории биоресурсов и этнографии ФИЦКИА РАН, член Российской ассоциации художников-маринистов.
Конференция включает большое количество мероприятий: помимо четырёх основных пленарных заседаний предусмотрен семинар на Соловках, а также тематические экскурсии – в Арктический морской институт имени В.И.Воронина, музей лоцманов в Пустоши. Лекция Сергея Звягина «Маринистика в контексте морского наследия Русского Севера» проходила в Северном морском музее.
Сергей Звягин сам работает в жанре маринистики. Образы моря и морских событий он находит в путешествиях. Являясь яхтенным капитаном, мастером спорта СССР, Сергей Александрович побывал в разных уголках Земли. Учёный и художник рассматривает этот жанр изобразительного искусства как особого рода символический капитал. По его мнению, в маринистике особое место занимает не чувственная красота, а та, которую Артистотель назвал «умной красотой», доставляющей удовольствие не только органам чувств, но и интеллекту.
- Обращаясь к истории морской деятельности на Русском Севере в ракурсе освоения морского пространства, мы видим, что на первый план выступают ассоциации, связанные с экзистенциальным, уникальным отношением к морю как к безграничному простору. Этот простор связывает конечную жизнь человека с бесконечным и вечным миром. Это нашло яркое выражение в фольклоре: легендах, мифах, рассказах, сказках и песнях, - подчеркнул художник.
Первый русский учёный-энциклопедист, наш великий земляк Михаил Ломоносов написал стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», где образ моря основан на личных переживаниях автора, с детства ходившего с отцом под парусами по волнам северных морей. По мнению Сергея Звягина, художник, представляя своё видение мира через образы, в какой то степени становится философом.
– В отношении Русского Севера ценность маринистики заключается в том, что через образы, представленные нам художником, мы можем увидеть особенности бытия человека в суровых климатических условиях, его борьбы и одновременно смирения, незаметную, на первый взгляд, скромную красоту северных пейзажей, великолепие Севера, его созерцание и его освоение, – говорит Сергей Звягин. – Сегодня художественно-философский образ по-прежнему влечёт в Арктику тысячи людей, представляя её не только как мировое хранилище природных ресурсов, но и как высший духовный призыв к постижению и описанию её величественных просторов.
В художественной среде тема Русского Севера и Арктики неразрывно связана с образом моря. Сам докладчик, автор замечательных картин на морскую тематику, побывал в четырёх экспедициях в высокие широты. Путешествия сподвигли его не только на написание картин, но и поэтических произведений.Зарубежные участники конференции высоко оценили морские пейзажи Сергея Звягина и поинтересовались, сколько времени занимает создание одной картины. По словам художника, всё зависит от задач: работа может занять от получаса до нескольких месяцев.
Программа мероприятий конференции «Образ моря в языке, литературе и искусстве» завершится 7 сентября.